|
Герб.
Немного позднее, столь замечательное и
великое для себя и своих потомков событие - обретение чудотворной иконы на р.
Великой и в память о той клятве Богу и о той каре, что ожидает, нарушивших ее
- хлыновцы изобразили на гербе-печати города. Это натянутый лук со стрелой,
расположенной вниз под углом 45*, готовый выпустить стрелу гнева Господнего
на любого в одно мгновение, кто нарушит их Слово Богу. Впервые изображение
герба г. Хлынова было найдено в Москве на историческом документе в 1583 г.
вместе с остальными гербами и печатями Российских земель, уже входивших в
Московское княжество. Но истинные древние истоки появления герба значительно
старше этой даты потому, что только в 1489 г. Хлынов был окончательно
присоединен к Московскому княжеству. Первая стрела
гнева.
И многие годы хлыновцы
исправно отправляли икону к месту ее явления на р. Великую, никого не
допуская из церковных и городских властей в этот священный обряд для них.
Даже когда дважды московские цари просили к себе в г. Москву эту чудотворную
икону, хлыновцы не могли ослушаться Слова предков и только водою на судах
сопровождали её туда и обратно. Сила исцеления была настолько велика, что
капли с весел судна, на котором сопровождали икону, излечивала страждущих и
больных людей. Вот, что сообщают нам
документально Вятские епархиальные ведомости за 1869г…»До начала прошлого
столетия Великорецкий крестный ход как-будто был предоставлен самому себе; не
видно в нём ни малейшего вмешательства со стороны администрации церковной и
гражданской. Но с 1733г. с прибытием на Вятскую паству преосвященного
Лаврентия 1-го, который оставил по себе память ревнителя просвящения и
«крайнего невежеству и суеверию противника» является сильнейший протест
против Великорецкого крестного хода. Преосвещенный Лаврентий 1 воспретил
совершать Великорецкий крестный ход. И с 1734 по 1736 г.г. чудотворную икону
из Кафедрального собора не выносили». Чем же так не угодил
иногородцу Лаврентию 1 этот якобы полуязыческий крестный ход хлыновцев с
иконой по воде? Может тем, что богомоление происходило не в храме, а на
берегу р. Великой? Пролазыванием людей через корни деревьев, поклонению
сосны, где была обретена икона, исканию заветных камушков, да корней трав?! А
может совсем иным…? Но хлыновцы верные Слову
своих предков данное Богу ослушались преосвещенного Лаврентия 1 и по прежнему
эти 3 года плавом без иконы ходили на р. Великую. Вот, что значило для них
обет предков - Слово Богу! Вскоре после смерти
преосвещенного Лаврентия 1 ничего не знающего о способе обретения иконы, 26
апреля 1737г. жители г. Хлынова подали прошение в Вятскую Провинциальную
Концелярию, выразив глубокое сожеление о прекращении столь древнего
учреждения и заявили общее желание продолжать завещание предков. И по указу
её Императорского Величества Самодержавицы Всеросийской Анны Иоанновны
повелено восстановить прежнее богомоление и установленный крестный ход на р.
Великую с чудотворной иконой. Вот как реагируют на эти
не столь давние события с Лаврентием 1 Вятские епорхиальные ведомости за
1869г. «Из показанных обстоятельств открывается прежде всего то, что идти на
перекор вековым народным учреждениям не возможно; их можно изменять,
улучшать, но не отменять. Великорецкий крестный ход, по народному заявлению и
распоряжению властей с 1737г. делается учреждением официальным, «неотложным»
и «непременным» всегда». Но нельзя не вспомнить
один любопытнейший факт из более древней летописи г. Хлынова. А именно
1551г., когда хлыновцы по неизвестной причине не отправили водою на р. Великую
икону. И с 1 по 12 июня стояли морозы, выпал снег, был сильный холод.
Вспохватившись они исполнили обет перед Богом - отправили икону на р.
Великую. Местные жители произвели богомоление перед иконой на берегу реки и
после этого сделалось сразу тепло, а осенью народилось много урожаю. И это была выпущена на них
из лука - герба г. Хлынова первая стрела гнева, о котором предупреждали их
предки - святости и точности выполнения Слова Богу и иконе. И помня наверное
начало холодного лета 1551г. Лаврентий 1 в 1734г. для хлыновцев был не указ!
Но вот с приходом Лаврентия 2 опять иногородца на Вятскую паству для них
наступают суровые, ужасные времена. |
|