Оглавление

Файл с текстом

            Письмо автору

 

 

 

 

Икона-божественное покравительство.

 

Все труднее и сложнее с каждым годом было жить горожанам в замкнутом кольце врагов, под неусыпным взором татар из д.Карино. Для города была нужна более действенная и серьезная защита - Божественное покровительство. И прослышали они о чудотворной иконе Николая Святителя, что была обретена крестьянином Агалаковым на берегу реки Великой. И чуть только схлынули весенние воды с пойменных лугов и обозначились берега р.Вятки, и отошла в изначальное положение черта-граница сближения города с рекой и спокойней было в нём от весеннего половодья. И не досягаем стал город для Каринских татар, так сразу снарядили хлыновцы с северо-западных окрестностей города (слободы Филейки) небольшой отряд из нескольких судов и лучших воинов с предводителем, чтобы не привлекать врагов большим количеством отправленных судов к себе. Отправили их по р.Вятке вниз по течению на р.Великую за чудотворной иконой. И как только убедительно не просили хлыновцы  эту икону у крестьянина Аголакова для защиты города от врагов, как только они не клялись и не божились иконе своей жизнью, что будут возвращать её для жителей этих мест на сутки для богомоления перед ней- не далась она им в руки. Вернулись хлыновцы ни с чем обратно.

На следующий год снова в такое же опасное время отправляют хлыновцы небольшой отряд воинов на ладьях на р. Великую за иконой. Божились и клялись они иконе не только своей жизнью, но и жизнью всех потомков города Хлынова, что будут они возвращать икону на место ее явления каждый год тем же ходом. И опять не далась икона им в руки, словно налитая свинцом она стояла на земле. Снова ни с чем вернулись воины обратно. И загоревали тогда горожане, низко опустив головы. "Неужели мы и впрямь такие разбойные нехорошие люди, хуже всех россиян, что  наговаривают на нас своим князьям в г. Великий Новгород новгородцы, явно завидуя нашей вольной и свободной жизни?!", - думали хлыновцы. И на следующий год, в третий раз, весной, снарядили горожане небольшой отряд из своих лучших воинов и вновь отправили их за чудотворной иконой. Ибо сказано: "Стучитесь, и вам откроют, просите, и вам дадут". И на сей раз решили хлыновцы пожертвовать для иконы самым большим, великим, драгоценным, что у них было - именем своего родного, свободного, неприступного для врагов города - Хлынов!

И дали они великую клятву, обет -  Слово Богу и иконе, что они и их дети, и дети их детей из года в год, из века в век будут в это же время, что и сейчас, т.е. весной, во время половодья на одни сутки доставлять икону на место ее явления тем же ходом, что и берут - по реке Вятке. До окончания жизни их потомков в г. Хлынове и жизни самого города. Поклялись воины своими жизнями, жизнями потомков, своими именами, именами потомков, именем города его честью и жизнью. А кто нарушит нашу священную клятву- Слово Богу и иконе, говорили воины, пусть тех постигнет ужасная, страшная кара и жителей и город! Пусть низвергнутся и провалятся они в преисподнюю ада! Только после этого чудотворная икона Николая Святителя с легкостью далась им в руки. И встречали горожане икону в слободе Филейка уже вечером с неописуемой радостью и ликованием в сердце. Значит не такие уж мы разбойники, на самом деле, как думают о нас князья в Великом Новгороде - говорили хлыновцы, раз сам Бог и его угодник  Святитель Николай заступились за нас перед грозным врагом и дали в дар нам  чудотворную икону, чтобы охранять и беречь город от супостатов - татар, да черемис.

Так была обретена божественная икона хлыновцами. И она не только помогала оберегать город от нашествия иноземных врагов, но и исцеляла немощных и больных людей, когда ее доставляли на реку Великую. Как зеницу ока берегли хлыновцы эту икону в городе, свято помня бесценный дар Бога им.

Вскоре прослышал об этой чудотворной иконе, защищающей «воровской» город ханы Золотой Орды из донесений каринских татар. И в своей очередной грозной грамоте в Карино ханы повелевали чинить всевозможные препятствия и неудобства хлыновцам при следовании иконы на р. Великую. И при первой же возможности лишить г.Хлынов этой иконы, этой Божественной защиты, а потом немедленно захватить и уничтожить и сам город. Эта тревожная весть дошла и до хлыновцев. И вскоре после этого недалеко от первой стоянки - ночевки воинов,  доставлявших икону, в 3-х км от устья р. Великой появилось новое поселение пришлых, чужих людей. Тогда в простонародье они именовались чураками. Сейчас там деревня Чураковы. И вот, чтобы обезопасить святыню в пути следования, хлыновцы усилили ее охрану еще на несколько судов с воинами. А чтобы дать паломникам немного отдохнуть после первой бессонной ночи вблизи чураков (чужаков) и изнуряющего пути во время второго дня против сильного весеннего встречного течения на р. Великой, по решению народного собрания - веча г. Хлынова было решено послать отряд воинов для ночной охраны иконы и паломников во время их сна и отдыха. На подходе к месту второй ночевки паломников хлыновцы недалеко друг от друга поселили двух переводчиков (тогда они именовались толмачами), знающих татарский язык и поставили к ним  усиленную охрану из воинов-хлыновцев. Эти толмачи расспрашивали всех татар, черемис и просто группы людей, кто шел в эти дни по дороге в направлении стоянки иконы и окончательного места ее прибытия: зачем и куда они держат свой путь и кто они такие, а так же тех купцов или иных людей, кто на судах шёл вверх по реке Великой по направлению к иконе. Недалеко от этих толмачей жил предводитель всей этой охраны с большим количеством воинов, готовых в любое мгновение вступить в бой с врагом за сохранение иконы. Этот человек не только умело и со знанием дела и долга выставлял охрану на берегу реки, но и на самой р. Великой вокруг ночевки паломников, не допуская к ним во время сна даже местное население - чуть и ватяков. За его искусно расставленные не видимые посты по охране безопасности стоянки поломников с иконой, ему дали кличку - мизгирь. То есть паук. В его сети (посты) попадали все те, кто хотел нарушить сон и покой паломников. С течением времени это прозвище закрепилось в памяти народа за той деревней, где жил этот человек и стала нарицательным названием для нее. Эта деревня Мизгири существует и по сей день недалеко от р. Великой. А южнее ее в 2-х и 3-х км ниже по течению р. Великой находятся и сейчас д.Нижние Толмачи и д.Верхние Толмачи в память для сегодняшних потомкав хлыновцев - кировчан о тех суровых временах жизни их предков. Причём, Нижние Талмочи выставляли охрану за несколько дней до прихода иконы в низу, то есть на самой реки Великой. А Верхние Талмочи в верху - на дороге, так же заранее. А сама деревня, где жило местное население, до прихода сюда хлыновцев - чуть и ватяки, получило название Чудиново. И находится сейчас это село в 4 км.  северо-заподнее д.Мизгири.

      С противоположного берега реки Великой охранял подходы к иконе некий предводитель воинов - хлыновец Шибан. В переводе это означает большой или главный человек, а в данном случае - главный защитник, охранник, воин этой деревни - поста. Сейчас там деревня Шибаны. Вероятно подобное прозвище-титул было и у Мизгиря. Но народная память не сохранила до нас его имя, люди дали ему более меткое и чёткое прозвище - Мизгирь. Отвечающее более точно тому тревожному историческому времени и той мёртвой хватке этого человека, как паука.      

     Далеко не все воины и жители г.Хлынова были новгородцами или русскими по национальности. Но разве национальность может иметь какое-либо значение для тех людей (как и сейчас в наше время), кто хотел жить вольно и свободно в г.Хлынове, не завися ни от кого, кроме Бога, Земли, да своего здравого разума? И только за какие-то определенные волевые качества души, достоинства характера или деятельности человека люди к его имени добавляют меткое прозвище. И уже потом это прозвище - титул закрепляется за ним в течение всей его жизни, (И может перейти в будущую) и характеризует его во всех остальных действиях и в поведении. Например, Александр Невский или Иоан Грозный.

          Итак, злость хана Золотой Орды нарастала. Еще ожесточеннее сжимается кольцо осады вокруг г.Хлынова. Из Орды подходят дополнительные военные силы для быстрого уничтожения нашего города.  Между речками Кишкиль и Снигиревка на р.Косина татары строят поселение - Башгалы. На р.Быстрица так же возводят Вожгалы. В переводе то и другое означает главное или головное укрепление, крепость татар. Далее на р.Быстрица строится укрепление Бурмакино, что означает имя-прозвище «Бурмаш» главного татарского военноначальника, пребывающего на территории этой местности. Недалеко от Бурмакино, в 3-х км находится д. Кокориха - место стоянки судов татар. Эта деревня стоит на речке Прудовице, что впадает в р. Малая Просница, которая несет свои воды в р.Вятку недалеко от деревни Конец. Каринские татары строят крепость - укрепление Башгалы в устье р. Белая Холуница, впадающая в р.Вятку, на 10 км севернее Карино.  На волоке между р. Шижмой и р. Ивкинкой, посредине их небольших притоков Лавра и Луя, ордынские ханы держали долгое время много тысяч своих воинов для захвата г.Хлынова. В этом месте сохранилась название д. Тюмени. В переводе слово «ту(ю)ман» оно имеет значение счета в десять тысяч единиц, в данном случае воинов. Следующую деревню Тюмень мы находим на карте области в 2-х км от реки Снигиревка, почти при впадении ее в р.Быстрица, уже совсем недалеко от г.Хлынова и р.Великой. Деревня Туманы находится в 2-х км от р. Вятки, недалеко от с.Истобенска, что под г.Орловым. Ниже Котельнича с противоположного берега есть небольшая речка Тумана, вероятно названная, как и деревня, когда-то здесь находившаяся с десятью тысячами татар. Как точно также даны названия небольшим речкам - Нижняя Толмачевка и Верхняя Толмачевка, по находящимся на них сейчас одноименным деревням. Еще д.Тюмень находится в 2-х км от р. Горельница В нижнем ее течении при впадении в р.Великую, выше села Великорецкого. То есть в самой непосредственной близости  от того места, куда ежегодно хлыновцы приходили с чудотворной иконой на р.Великую. При желании с р.Горельницы до села Великорецкого можно спуститься по большой воде р. Великой за 3-4 часа! Десяти тысячный отряд татар попал на р. Великую через Карино, далее через Бошгалы на р.Белая Холуница. Затем они поднялись вверх по р.Вятке до д.Шестакого и и через волок   у д. Татауровцы (вот зачем здесь они держали усиленную охрану) спустились по р.Лекме до д.Летки. И потом шли вверх по ее течению до д.Конец. Там они сворачивали с конца этого пути по р.Летке на р.Борисовку, ближе всех соединяющейся её с р.Великой. Татары шли вверх по р.Борисовке и волоком переходили на реку Березовку, что впадает в р.Юрья. А она впадает в р.Великую у пос.Юрья. Далее вниз по р.Великой десяти тысячный отряд татар добрался до р. Горельница и там обосновались лагерем.

        Как мы видим, уважаемые читатели, что несколько отрядов по десять тысяч воинов готовились основательно к захвату как  чудотворной иконы, так и самого неприступного г.Хлынова. Так чем же на этот вызов ордынских татар ответили хлыновцы, насчитывающие  не более 2-3 тысяч жителей вместе с грудными младенцами, стариками и женщинами?  Вот, что мы можем почерпнуть для себя из оставшихся в живых названий деревень и сел того далекого и страшного времени для города и горожан. Хлыновцы послали толмача ( переводчика с татарского языка) с охраной воинов на реку Малая Просница в нижнем ее течении, для защиты и охраны юго-восточных границ г.Хлынова от Бурмаша. Деревня Толмачи и сейчас находится в 2-х км от р.Мал.Просница. Затем в нижнем течении р.Быстрицы хлыновцы возводят мощный укрепленный пункт, послав туда своих самых лучших и надежных защитников города - русских воинов. А так же тех, кто уже не раз бывал в охране чудотворной иконы, сопровождал ее на р.Великую и знал Божественную силу ее воздействия на людей. Этот укрепленный пункт нужен был, для того, чтобы, если не уничтожить полностью, то хотя бы задержать и разбить часть войск татар из деревень Тюменей, идущих на судах по р.Быстрице через р.Вятку на р.Великую. Наши воины должны были помешать внезапному выходу врага, намеревающегося врасплох захватить и разбить паломников, идущих с иконою на р.Великую. Сейчас это поселение, как и тогда в старину на р.Быстрице, называется с.Русское, как бы вызывающе подчеркивая тогда для татар, что здесь жили и живут только русские люди! И враг никогда не топтал и не захватывал этой земли. Это название и сейчас доказывает чрезвычайную значимость и важность этого поселения воинов для г.Хлынова и его жителей, живущих тогда в жестком кольце врагов - татар и черемис.

          (И не всегда летописцы и историки тех далеких лет могли записать и донести до потомков то, что может рассказать о себе одно или несколько исторических названий на карте области и даже за ее пределами, умело по годам и датам событий, соединенных последовательно друг с другом, как единое целое… Да и сами источники тех далеких лет - грамоты, исторические документы  не всегда доходят до нас, и писались в основном летописцами с чьих то слов через вторые и десятые руки. Многие войны, пожары, сырость архивов, смена князей, царей, политических строев и т.д., лишают нас истинных знаний об истории своего города, края, государства, планеты.) 

        Эти и многие другие воины из одноименных  названий деревень Русское, воистину русские люди. Могучие воины, великие не только своей силой , но и Божественным - хлыновским духом свободы и воли, которые с честью и славой защищали и не раз, в трудный час испытаний жизнь и свободу своего родного города Хлынова и горожан, еще задолго на подступах к городу. Они жертвовали во имя его многими сотнями своих жизней, когда отражали внезапные появления татар на р.Быстрице и в других местах, идущих, то захватить паломников на р.Великой, то неожиданно напасть на г.Хлынов. Добрая, светлая, неугасающая память об их подвигах всегда жила  в горячих сердцах горожан и впредь будет жить ярким пламенем безмерной благодарности погибшим воинам в душах и сердцах будущих поколений этого великого города!

         На самой р.Вятке, ниже впадения в нее р.Великой, на высоком правом берегу сам воевода хлыновцев Михаил Россохин основал две деревни, как укрепления, и заселил их своими лучшими воинами из ближайшего окружения. Это было сделано для защиты р.Великой  и паломников от внезапного нападения татар из д.Туманы, что ниже г.Орлова, с самой р.Вятки. Сейчас это деревни Лютовщина и Боярщина.  Лютым прозвали Михаила Россохина его враги и недруги за твердость характера и несгибаемую волю к победе над врагами. А д.Боярщина говорит о том, что он был боярского новгородского знатного рода. Правда, в жизни он никогда не отделялся от простого народа, был равен с ними. И заботы о свободе и жизни города, которые обсуждались на вече - народном собрании г.Хлынова, были и его личными заботами, проблемами и болью горячего сердца.  Не потому ли рядом с деревней Чураково вскоре появилась д.Россохины?  Не он ли смог  усмирить чужаков, подчинив их г.Хлынову?

        А несколько десятков самых отчаянных и смелых воинов из с.Русское пробрались в тыл татаро-монгол.  Они на ладьях поднялись вверх по течению р.Быстрицы до р.Ивкинки и далее вверх по ней до р.Ирдым, что чуть выше пос.Нижнеивкино. И основали в ее устье д.Русские. А в 4-х км от этой деревни, выше по течению р.Ивкинки, почти на ее берегу стоит и сейчас деревня со странным названием  - Тайник. Она не имеет значения клада или захоронения людьми драгоценных вещей. Название д.Тайник имело значение поста для тайного наблюдения и скрытой слежки за войсками татар, которые шли в этом месте вниз по течению р.Ивкинки. И вот из этого тайника наблюдатели - воины быстро сообщали в д.Русскую сколько войска татар идет по реке и на скольких судах, благо сама река в этом месте многократно петляла и имела чуть слабее течение, чем ниже по реке. И когда враг, ничего не подозревая, проходил по реке Ивкинке у р.Ирдым, то русские неожиданно и внезапно на своих судах и с берега реки нападали на хвост судов татар, сея смерть и панику среди них. Чуть ниже по р.Ивкинке есть р. Татариха (впадающая в р.Кумёнку), названная так из-за частого использования ее татарами для перетаскивания своих судов волоком в р.Куменку, которая впадает в реку Быстрицу, почти у Бурмакино. Тут русские беспощадно били татар, пока те не забросили этот волоковой путь.

Между укреплением - крепостью татар д.Вожгалы на р.Быстрице и д.Кокоры, что в истоках этой реки хлыновцы из с.Русское послали незначительную часть своего отряда на небольшую речку Лыстан (приток р.Быстрицы). Сейчас там заброшенная д.Русские. В то время эти воины совершали внезапные нападения на врага, который шёл на судах по р.Быстрице. И уничтожали их.

         Ближе всех воинам Бурмаша удалось продвинуться на подступах к г.Хлынову с южной стороны. Когда ими была взята д.Толмачи на берегу р.Малая Просница. Недалеко от города Нововятска, у истоков р.Хлыновки сейчас стоит д.Татары. Напротив ее, в 4-х км на р.Хлыновке стоит сейсас д.Русское. Несколько десятилетий в этих местах, на самих подступах к г.Хлынову шли ожесточенные стычки и битвы между татарами и русскими.

         На северных подступах на р.Великой у с.Великорецкого войско татар из д.Тюмень неоднократно пытались захватить у хлыновцев чудотворную икону, чтобы лишить город Божественного покровительства. Татары разделились в этом месте на 2 отряда. Один из них был на реке Сизьме, всего в 11 км от села Великорецкого. Еще недавно на р.Сизьме была д.Тиминцы. Это искаженное временем название Тюменцы или Туменцы, что значит «выходцы из д.Тюмень», что стоит на р.Горельнице. И вот из этих двух точек по р.Сизьме и по р.Великой татары неоднократно пытались подходить к месту обретения иконы на р.Великой, когда хлыновцы, исполняя волю Божью и Слово своих первых воинов - паломников, доставляли в это место чудотворную икону. Но невидимая, великая Божественная сила не подпускала их в это время к этой тайной Святой земле… И не потому ли позднее татары и их потомки уверовали в эту чудотворную икону на столько, что между этими деревнями (Тюмень и Тименцы) возникла д.Богомолово? Разве это не чудо?! 

        А тогда, в то время, татары из д.Тюмень, что на р.Горельнице, предпринимают следующие действия. Часть своего войска из д. Тименцы и д.Тюмень они по рекам и речкам переводят на р.Медянку, точнее на ее приток - речку Велева. Раз не удается захватить чудотворную икону в с.Великорецкое, то нужно её захватить  на обратном пути, когда воины-хлыновцы будут уставшие и расслабленные после выполнения обета Слова предков. По речке Велева они спускаются в р.Медянку и от туда, идя вниз по ней, выходят в ее устье при впадении в р.Вятку и , затаившись, выжидают приближение хлыновцев с иконой. Но опять все было безуспешно для татар. Завязывался жестокий бой. Главная ладья с иконой шла вверх по р.Вятке в г.Хлынов, а остальные мужественно принимали на себя неравный бой с врагом. И далеко не все суда с воинами после таких страшных боев возвращались в свой родной город Хлынов.

          Все последующие годы и десятилетия хлыновцы вновь и вновь упрямо шли на ладьях на р.Великую с чудотворной иконой верные Слову предков, донное ими Богу и иконе. И многие из них знали, что идут на неминуемую гибель и смерть, но Зов предков и Слово Богу было выше человеческой жизни во много раз. Лишь бы был свободен и жил в веках их великий и любимый г.Хлынов!

        И вот, не имея возможности захватить чудотворную икону у хлыновцев, как и сам их город, татары решили выместить свою злобу на крестьянине Агалакове, взяв его в плен со всей семьёй доставить в Орду ханам. Как самого главного виновника их бед и несчастий. Захватив несчастного крестьянина с семьёй, татары отправили его под усиленной охраной вниз по течению р.Великой до д.Чудиново. Зная, что ниже стоит отряд воинов Мизгиря в д.Нижние Толмачи, они свернули на небольшую речку Мутницу и пошли вверх по ней до волока на р.Хвощевицу, которая впадает в р.Вятку у р.Быстрицы. Это ниже деревень Боярщина и Лютовщина, где их также могла ждать засада русских. Как раз на волоке между р.Мутницей и р.Хвощевицей их настигли воины Мизгиря. А то, что именно здесь был волок сейчас указывает деревня Коровый Волок. Значит для перетаскивания судов в этом месте местное население использовало коров, как тяговую силу. Между татарами и хлыновцами завязалась битва, бой. Крестьянина с семьей освободили из плена. Но толи эта семья больше не захотела вернуться к себе в деревню на р.Великую, то ли здесь из них кто-то остался жить, а может и погиб. Только недалеко от реки Мутницы, вблизи волока стоит и сейчас небольшая деревенька Агалаченки. Как и одноименная деревня, названная в честь крестьянина Агалакова на месте его жительства на р.Великой стоит и по сей день. Татары из д.Тюмень, что на р.Горельнице, столько несчастия, бедствий и горя принесли с собой, что недобрая память о них осталась в названии той реки, на которой они жили. Речка Горельница - речка, приносящая горе.  И сейчас на этой реке с отрицательной, тяжелой информацией почти никто не живет.

         И нередко было, что первые сто и более лет каждый крестный ход по воде на р.Великую с иконой Николая Святителя сопровождался для хлыновцев то крупным боем, то мелкой стычкой с татарами, в разных точках осады кольца врагов, превосходящих их в десятки раз числом войска, но не силой духа. И, наверное, сейчас кировчане поймут какое значение имела икона для нашего города и как свято держали хлыновцы Слово Богу, данное предками. И если бы не Божественное покровительство чудотворной иконы Николая святителя, то г.Хлынов и хлыновцы были бы под пятой Золотой Орды, как и все россияне в то далёкое время.

    И все-таки хлыновцы недооценили своего врага - татар. И чуть было, не лишились Божественной защиты города - иконы. Когда после нескольких десятков лет, татары испробовали все методы и средства, чтобы захватить г. Хлынов и взять икону, они решились на последний шаг: неожиданно, внезапно боем овладеть иконой во время сопровождения ее пешком крестным ходом из г.Хлынова в слободу Филейку. Ранней весной из д. Тименцы на р. Медянке несколько десятков татар на лёгких судах спустились вниз до р.Вяткии оттуда перешли на р. Люльченку. Поднялись по ней чуть ли не до самого г. Хлынова, остановившись от него в 4 - 5 км. Спрятав в лесу легковесные суда, пробрались по его дебрям и остановились примерно в полукилометре от дороги между г. Хлыновым и сл. Филейкой, ближе к последней. Затаившись, стали ждать. Около месяца просидели они в засаде, не выдавая себя ни чем, вырубив в лесу небольшую поляну и живя там.

        И вот, как обычно, когда р. Вятка, схлынув с пойменных лугов, только вошла в свое русло, хлыновцы, не подозревая ни о чем, понесли из города свой бесценный дар Бога - икону в сл. Филейку, дабы сопроводить ее на ладьях на р. Великую по Слову предков. И неожиданно, когда мирная процессия  горожан поравнялась с тем местом, где остановились татары, враг напал на них, сея смерть, панику, страх. Много полегло тогда мирных, ни в чем не повинных людей, пока кто-то не догадался прибегнуть к Божественной силе самой иконы - трижды осенив ею врага. Татары в страхе и смятении бежали. Небольшая деревня Тиминцы еще 30 лет назад стояла в в северо-западных окрестностях г. Кирова. Сейчас она снесена под застройки города. После этого случая хлыновцы  долго сопровождали икону из г. Хлынова в сл. Филейку с охраной воинов.

         Деревню Русские мы можем найти на карте области в 2-ух км. от д. Ту(ю)маны, что недалеко от пос. Истобенска на р. Вятке. Она здесь появилась тогда, когда в самой Золотой Орде началась жестокая борьба за власть между ханами. И им уже было безразлично покорение г. Хлынова. Часть войска из д. Туманы ушла в Орду, другую разбили русские, пришедшие сюда из села Русское.

        Деревню Ти(ю)минцы мы и сейчас найдем на р. Летке ниже впадения ее в р. Лекмы.  Она находится почти посередине между д. Конец на р. Летке и д. Татауровцы, что недалеко от села Шестаково на р. Вятке. Вероятно, что часть войска татар из этой деревни была переведена так же на р. Медянку, точнее на ее приток - р. Велеву в д. Тиминцы.

         И вероятно, не все исторические названия деревень тех лет сохранились до наших дней, в виду их неперспективности и удаленности от крупных сел и деревень, в которые и сселялись их малые жители. А их не следовало бы забывать, ведь это история жизни наших далеких предков, а значит и наша собственная. А без истории и памяти прошлого... нет людям жизни в будущем... Человечество должно знать и постигать уроки истории и учиться хотя бы на опыте предков.

        

(Свои некоторые знания о топонимах Вятской земли и их значении я почерпнул и сверил со своими знаниями из книги «Серебряная Вятка» Д.М.Захарова, историка и топонимиста нашего города, глубоко уважаемого мной человека.)

 

 

Дальше-----»

 

 

 

 

.

 

 

 

Hosted by uCoz