Как было,как есть и что  будет.

 

 

Анализируя исторические события крестного хода на р. Великую, я все больше прихожу к выводу, что в ближайшее время на Вятскую паству следует ожидать следующего прихода преосвященного - Лаврентия 3-го. Чтобы он в очередной раз в бытность свою на Вятке, примечая, усмотрел следующий по счету - автомобильный (автобусный) крестный ход на р. Великую. А для этого мероприятия есть все предпосылки и созрела идеальная почва для перехода. Осталось еще совсем немного - окончательно выложить бутовым камнем и железобетонными плитами чудом сохранившуюся часть цветущего луга, священной для наших предков поляны на берегу р. Великой, где была обретена чудотворная икона. Подвести к источнику воды еще оставшиеся 100 метров не заасфальтированной дороги, разместить там стоянки для автотранспорта, да далее продлить ограждения к ним. Попросить Вятской епархии у  властей г. Кирова еще двадцать - тридцать автобусов к тем двадцати, а может и более, что уже ежегодно курсируют на р. Великую 5 и 6 июня от Трифонова монастыря с автополомниками. Я думаю, мэр г. Кирова не откажет Вятской епархии в столь «богоугодном» деле для горожан. Усадить в автобусы священнослужителей, взяв копию иконы Николая святителя и всех автополомников, желающих сопровождать ее.  Тогда все древнее учреждение предков-хлыновцев кировчанам можно совершить за 1 день! Вот вам и новый автомобильный крестный ход! В духе нашего цивилизованного (безумного) времени! Ведь следуя все той же логике мышления преосвященного Лаврентия 2-го, это будет еще несравненно более безопасно и удобно для горожан, чем идти по жаре под изнуряющим солнцем в тучах комаров и гнуса или под проливным дождем по раскисшей дороге сухим путем 6 дней! И опять же, не так накладно для Вятской епархии! Да и сама Вятская епархия в книге «Вятские епархиальные ведомости» за 1869 ничего в этом предосудительного, непристойного для верующих в Бога не видит, а ратует за то: «что идти наперекор вековым народным учреждениям невозможно; их можно изменять, улучшать, но не отменять».

Нынче на крестном ходе 2001 года на берегу р. Великой я спросил у одного почтенного в годах священнослужителя: «Здравствуйте, знаете ли Вы, что икону раньше предки сопровождали по реке?» На что он мне ответил не останавливаясь, голосом, не терпящим возражений: «Раньше дорог не было». Что ж, подумал я, раньше автомобилей, да и самолетов не было.

Так что дорогие, уважаемые кировчане, разрешите Вас поздравить с будущим официальным очередным улучшенным, комфортабельным, автомобильным однодневным крестным ходом на р. Великую! Отличной вам дороги, хорошей погоды и попутного ветра, горе-автополомникики, желаю я от себя и своих земляков - воинов хлыновцев!

Вот только какую последнюю кару от Бога понесут за Вас и Вятскую епархию остальные кировчане? Что еще можно отнять у обездоленных? Веру в Россию - веру в Бога, а может жизнь? А что будет с г. Хлыновым - Вяткой - Кировым вы подумали? Провалится при землетрясении в преисподнюю, в самый ад? Как и говорили воины-хлыновцы в своей клятве Богу. Ведь не зря говорят: «Благими намереньями вымощена дорога в ад!». А какими намерениями вымощена дорога Лаврентием 2-ым для хлыновцев-вятчан-кировчан на р. Великую сухим путем? Кто ответит на этот вопрос из преосвященных Вятской епархии? И кто им вообще дает такое право самовольно изменять вековые устои святых народных богоугодных учреждений? Не ими заведено, не им и менять! Кто их уполномочил в этом деле - Бог, или его сын - Иисус Христос? Разве они не были прежде благословлены и установлены по милости Божей? Или у Лаврентия 1-го, или у Лаврентия 2-го, а может у будущего Лаврентия 3-го воины- хлыновцы трижды просили чудотворную икону Николая святителя для охраны г. Хлынова, рискуя своей жизнью? Неужели еще из 600-летней истории крестного хода на р. Великую горожане так и не поняли, не узрели, что или кто им своими улучшениями и запретами мешают в точности исполнять священный долг - Слово предков Богу? И если бы эти улучшения, как утверждает Вятская епархия, прославляя прозорливость и ум преосвещенного Лаврентия 2-го, действительно являлись бы богоугодным делом и с согласия Бога, то за 154 года великий, непреступный, несгибаемый, всегда с гордо поднятой головой, г. Хлынов не превратился бы в обезглавленный, обесчещенный, позорящий всю Россию и планету г.Киров! А его жители не именовались бы кировчанами - обезглавленными, наказанными Богом за их отступление от Слова предков! Почему-то всегда новшества духовенства и запрет властей города на крестный ход на р. Великую боком и головой обходятся г.Хлынову и его горожанам. Зато с них самих, как с гуся вода, они всегда в первых рядах паломников на р. Великую.

Сейчас-то, сквозь призму веков, кировчане самостоятельно оценят, прочтя весь рассказ, но не осудят (!) ту отеческую заботу и опеку, тот непомерный «творческий» вклад, рвение и усердие лидеров Вятской паствы, епархии  и Русской православной церкви в Великорецкий крестный ход после принудительного вхождения г. Хлынова в Русское государство! Ведь смог же по «достоинству» оценить обет - Слово хлыновцев Богу, Лаврентий 2-ой!

И может, наконец, тогда поймут хлыновцев их потомки - кировчане, почему они никогда не доверяли ни церковной, ни городской власти этого самого ответственного для них богоугодного дела - крестного хода на р. Великую во имя жизни самого г. Хлынова. И производили это учреждение хлыновцы всегда самостоятельно. Или забыли кировчане, кто были их предки - хлыновцы и откуда они?! Из г. господин Великий Новгород, потомки славных воинов Александра Невского! А они-то умели бить врага и держать свое Слово! И за город свой и за его честь, как и за честь России, костьми ложились не только на льду Чудского озера! И все дела у них в г. Великий Новгород, как и в г. Хлынове, решало народное собрание - вече, а не княжеская или церковная власть в своих кулуарах! Как людское собрание постановит, так и было. И не церковная власть и не городская посылала воинов г. Хлынова за иконой, а народное городское собрание. Потому что в то время новгородцы- хлыновцы понимали, что такое истинно христианская вера, и священнослужители -  представители этой веры. Это еще тогда отличалось как день от ночи, не говоря уже о 2-ух тысячелетней давности - прихода Иисуса Христа.

Чудотворную икону Николая святителя почему-то Богом было дано обрести простому крестьянину, а не священнослужителю. В этом тоже есть свой смысл и знамение. И эту икону он хранил у себя дома, а не в храме. И когда хлыновцы трижды приходили к Агалакову за иконой, то просили они у него ее прежде всего не для церковных служб, а для защиты своего дома, своих жилищ от врага. А их жилищем был г. Хлынов. И только тогда, когда хлыновцы поклялись именем своего большого дома - г. Хлынова, только тогда икона далась им в руки. Только равным, подобным себе простым людям мог доверить чудотворную икону крестьянин Агалаков. А чтобы будущие потомки хлыновцев помнили откуда горожанам была дана в дар от Бога икона,и повнимательнее присмотрелись к этой реке и земле …, а так-же    чтобы дать возможность крестьянам из близлежащих деревень приложиться к ней и совершить богомоление, воины дали Слово: раз в год в это же время, весной, тем же ходом доставлять эту икону с охраной на место ее явления. О богомолении всех жителей г. Хлынова в Слове воинов на р. Великой ничего не говорилось. От них не требовалось всем миром - всем городом сопровождать икону, чтобы в это время их враг, татары, захватил полупустое их жилище - г. Хлынов! Под имя которого и была дана икона, в чем и состоял обет предков. Большего числа народа из г. Хлынова, чем сопровождающие воины не требовалось от них ни тогда ни сейчас.Оставшиеся воины и жители г. Хлынова должны были в это время охранять свой город от постоянных вторжений татар, черемисов, пока не было в городе божественной защиты - чудотворной иконы. От хлыновцев по Слову предков требовалось только с надлежащей охраной из лучших воинов сопровождать икону в пути ее следования туда и обратно для ее безопасности на случай встречи с врагом. И в любом случае, с любыми жертвами доставить ее на место явления в срок. Поэтому отбор воинов на общем собрании горожан - вече, был очень тщателен. Потому что все были ответственны за икону своей головой, своей жизнью. Учитывалась не только сила воина, безупречное владение оружием, выносливость, смекалка, ум, знание местности, но и многое другое. Поэтому история г.Хлынова не зафиксировала ни одного случая, где бы воины на протяжении более сотни лет (когда были татары) не выполнили бы свой долг перед Богом, иконой, предками, городом.

Так что горожане-хлыновцы первые 150 лет никогда не сопровождали икону по воде на р. Великую. Да и этого им не требовалось, потому что икона, как и у крестьянина Агалакова , по простому, первое время могла находиться по решению веча в жилищах - домах хлыновцев. Она самостоятельно передавалась горожанами из дома в дом, из рук в руки. Каждый мог держать ее в пределах города несколько дней в избе и всей семьей или родней молиться ей. И ничего крамольного, дикого, полуязыческого в этом местное духовенство, из своих - хлыновских, не видело. Решение народного собрания для них было законом! Икона ведь просилась для защиты города и горожан и она была всегда в народе. И почти всегда всем городом, всем миром с трепетом и волнением в сердце каждый раз сопровождали икону из г.Хлынова 6 км. до слободы Филейки пешком. Служили дневную службу за благополучный исход крестного хода, молясь о здравии и разумении воинов в этом деле. А ладьи давали воинам самые лучшие - легкие, быстроходные, строя их всегда на общие городские деньги, а не на церковные. На них же покупали провизию воинам. А многие жители отдавали свои самые лучшие продукты безвозмездно! Каждый горожанин считал своим высшим долгом в этом богоугодном деле если не участвовать, то  оказать посильную помощь воинам. После обедни икону ставили в первую ладью, где находился предводитель охраны воинов, и по его команде сопровождающие суда на распущенных парусах устремлялись вниз по течению р. Вятки на р. Великую по Слову предков.  А горожане еще долго стояли на берегу, провожая воинов и икону, вытирая слезы у глаз, бесконечно крестя в воздухе ладьи и желая им доброго пути! И пока продолжался весь ход иконы на р. Великую, горожане вместе с духовенством неустанно, денно и ночно молили Бога в церквях и домах о благополучном исходе хода и о здравии воинов.

А оставшиеся воины еще бдительнее несли службу по охране города от врагов, пока в нем не было чудотворной иконы - божественного покровительства. Ведь от этого хода зависела жизнь города, а значит и их жизнь.

И с какой же неописуемой радостью и ликованием в сердце встречали в полдень каждый раз икону на р. Великой местное население. «Значит не обманщики хлыновцы, умеют держать Слово за предков и за себя перед Богом», - говорили многие крестьяне.  И с каждым годом туда стекалось все больше и больше народа из соседних волостей и городов. А икона производила в это время неописуемые чудеса исцеления людей. и каждый из паломников желал в эти два дня посмотреть и приложиться к этой божественной иконе.  На следующий день после обедни во второй половине дня хлыновцы брали свой бесценный дар, ставили на ладью и в сопровождении охраны устремлялись вниз по течению р. Великой в свой любимый родной город - Хлынов! И уже никакая сила не могла помешать им в этом, настолько у них было велико желание после всего увиденного, доставить это великое чудо Бога - икону в город! А божественная, чудесная поляна на берегу р. Великой, вмещавшая не одну тысячу людей, оставалась все такой же цветущей, живой и веселой. Даже лошади с телегами и животные не допускались на нее. Нежели сейчас по ней разъезжают различные машины, как по автодороге с установленными местами для автостоянок. А это великий грех!

На следующий день хлыновцы возвращались на ладьях вверх по течению р Вятки к сл. Филейка. И каждый раз с волнением в сердце, радостью, слезами на глазах встречали горожане своих воинов-паломников. Служили вечернюю службу в местной церкви. А по утру, после заутренней, всем миром шли 6 км. в г. Хлынов. И в этот день был самый большой, счастливый и великий праздник горожан! Люди ходили в нарядных одеждах, поздравляли, приветствовали друг друга. Хвалили воинов города за выполненный обет, ставя их всегда в пример другим. А в церквях и домах горожане в неустанных молитвах благодарили Бога, его сына - Иисуса Христа, Николая угодника за проявленное внимание и доброту к их городу и им. А чудотворная икона вновь уходила в г. Хлынове в народ. И никто ее не искал. В нужный час она была всегда готова в свой очередной путь на р. Великую - по Слову предков! И никогда, ни у кого из горожан не возникало мысли присоединиться со своей лодкой в путь или попроситься в ладью из любопытства или интереса, потому что люди понимали, что ладьи быстроходные, а хвост из лодок на реке не нужен. При встрече с врагом и они погибнут и беду навлекут на воинов с иконой. А посторонний человек в ладье, не умеющий управлять ею и владеть оружием, будет лишним балластом-грузом и помехой в час битвы с врагом. Потому что река раньше была единственной дорогой, где на судах передвигались значительные отряды войск. Да и кто в то время из хлыновцев мог ослушаться веча - собрания жителей города и самовольно уйти сопровождать икону в крестный ход? Это еще нужно было заслужить перед г. Хлыновым и его горожанами!

После присоединения г. Хлынова к Русскому государству и падения г. Казани надобность в воинах, сопровождающих икону, постепенно отпала. Но горожане, как и прежде, на вече выбирали старосту из гражданских лиц и он отвечал за струговое плавание на р. Великую.

В 1555 г. после памятного холодного лета 1551 г. чудотворную икону, по желанию царя Ивана Васильевича, хлыновцы по воде отправили в Москву. И по пути ее следования в г. Котельниче и слободе Кукарке (г. Советск) икона творила чудеса исцеления людей. И по ее возвращении в г. Хлынов, хлыновцы, видя в этих чудесах исцеления Божье благословение, учредили еще один ход с этой иконой. Этот крестный ход, в отличие от Великорецкого, назвали Низовым. В сентябре месяце икону из г. Хлынова отправляли вниз по течению р. Вятки на стругах в города Орлов, Котельнич, слободу Кукарку. Поздно осенью она возвращалась обратно в г. Хлынов. Но Священный Синод Русской Православной церкви посылал своих преосвященных на Вятскую паству, которые сообразно своим прогрессивным правилам наводили в г. Хлынове свои порядки и вмешивались в крестные ходы. Преосвященный Вениамин, прибывший в Вятку в конце сентября 1739 г., ознакомившись предварительно с состоянием различных частей епархиального управления, старался навести на свой лад, надлежащий в ней порядок. В этом же 1739 г. он разрешил возвращаться Низовому крестному ходу сухим путем по той причине, что: «Сухим путем идти сподобнее, особенно в осеннее время, когда на реке может учиниться замороз». Это уже была вторая грубая ошибка Вятской паствы. Первая - при Лаврентии 1-ом, но хлыновцы ее тогда преодолели. Низовой ход просуществовал примерно 184 года, из водного он превратился в смешанный водно-сухопутный, а позже -  в сухопутный.

А икона уже не исцеляла людей. Преосвященные Вятской паствы были не из местных - хлыновских. Они не вникали в детали и тонкостей крестных ходов по рекам хлыновцев. Они не знали обет - Слово их предков, да и не верили в него. Для них имела ценность только сила чудотворной иконы, а не тот путь следования, который избрал для нее Бог. И который, в будущем мог не только понадобиться людям, но и спасти Россию от гибели. И в пути которого она совершала чудеса исцеления людей и защиты города.  Чтобы в будущем посредством разума людей привлечь их к этому пути и читать его, как книгу знаний Природы, Земли.  И не в этом ли заключается один из множества тайных божественных смыслов крестных ходов по рекам, чтобы людям не только под страхом смерти при встрече с грозным врагом нужно защищать божественную икону, но и никогда не отделять себя от Божественной Природы, созданной Богом. По крупицам, по частям учится познавать ее высшие законы Мировоздания.  Ведь человек - неотъемлемая часть  своей планеты и должен знать все законы течения жизни, как доктор своего пациента. Чтобы не совершать на ней непростительных ошибок при совместном проживании в Космосе. Не потому ли, чтобы углубить свои познания в изучении Земли, Бог хлыновцам через икону творил чудеса исцеления людей по новому пути ее следования водой в г. Москву? Надеясь, что в будущем хлыновцы будут сами творить чудеса исцеления этой иконой самой Земли в трудные ее годы жизни, при совместном проживании с человечеством.  И они по Божьей воле учредили Низовой крестный ход осенью. И в дождь и в снег и по шуге хлыновцы возвращались в свой родной город. Или они не дети стихии воды? И всегда сами преодолевали трудности пути следования по ней, чтобы постичь нечто другое - Божественное, что Бог. в силу расположения их города на р. Вятке не смог доверить другим россиянам.  Потому что он не по силам испытания никому не дает. Он знает возможности каждого города и человека.

И вот, через 38 лет, в 1777 г. Лаврентий 2-ой, примечая, усмотрел, что крестный ход на р. Великую несравненно безопаснее и удобнее учредить сухим путем, как и обратное возвращение Низового крестного хода осенью - сухим путем. Тем самым была сделана третья роковая ошибка Вятской паствы, приведшая город к гибели.

Когда хлыновцы в 3-ий раз ходили за иконой к крестьянину Агалакову, то конкретный день, то есть число, в которое должна быть возвращена икона на место ее явления, не оговаривался. Все зависело от весеннего половодья р. Вятки - позднего или раннего таяния снега. Икону строго сопровождали только после того, когда река входила в свое русло, удалившись от высокого берега г. Хлынова, схлынув с пойменный лугов и лесов. (Хлыновцы знали, что поблизости. на р. Чепце, находятся их враг - татары. И во время половодья они могли беспрепятственно на судах подойти к самому подножию города и захватить его  врасплох.) Разница в днях от одного хода на р. великую до следующего хода могла составлять в среднем +\- 3 - 5 дней.  Этому явлению природы хлыновцы придерживались постоянно. Вот почему, когда в 1551 г. они по неизвестной причине не отправили икону на р. Великую весной, в мае месяце,  по большой воде и истекли все крайние сроки ее прибытия  весной то только летом с 1 по 12 июня они получили наказание свыше.

(А эта неизвестная причина состояла в том, что в 1551 г. царь Московский Иоанн Васильевич вел войну с Казанским ханством, и Бахтеяр Зюзин с войском из г. Хлынова, пришел на войну с ними. И вот, в суматохе жизненных проблем, связанных с военными действиями против г. Казани, хлыновцы забыли о крестном ходе на р. Великую. Они думали, что, ведя войну с татарами, им не нужно больше сопровождать икону на р. Великую по Слову предков для защиты города от врага.  Свои проблемы и заботы они поставили выше Слова предков Богу. И тут же получили наказание от него холодом, морозами, снегом на 12 дней. По числу учеников Иисуса Христа. Только на эту цифру люди внимания не обратили. А зря!).

Позднее, Вятская паства, взявшая на себя самовольно, без согласия Бога и хлыновцев,  исполнение за них столь древнего учреждения их предков, эту существенную тонкость крестного хода не соблюдала. Не потому ли в 1835 г., после очередного возвращения, 28 мая, в г. Вятку сухопутного крестного хода с р. Великой, «29 мая в городе выпал столь глубокий снег, что закрыл всю землю; а со снегом - такой мороз, что не вертелись колеса (повозок). Это продолжалось три дня», - сообщает нам преосвященный Вятской епархии Никодим Казанцев.

А с 1840 г. окончательно закреплено приказом Священного  Синода: 21 мая выходить из г. Вятки и 28 мая встречать в г. Вятке крестный ход. Это очередное вмешательство в Великорецкий крестный ход и грубейшая ошибка Русской православной церкви, показывающее незнание ею основ появления этого древнего учреждения хлыновцев и полное безразличие к таинствам его исполнения.

Что хочется еще отметить: хотя сейчас летоисчисление ведется по новому стилю, но ведь весеннее половодье люди еще, слава Богу, не научились переносить на летнее время. А ходят-то они сейчас не весной, как дано было Слово хлыновцами, а летом, с 3-го по 8-е июня. То есть, в то самое неблагоприятное время, когда в 1551 г. хлы-

новцы получили наказание морозами, снегом, холодом. Вот почему часто случается, что пеших паломников на р. Великой встретит Николай угодник то снегом, то градом побьет, то холод напустит. Да и уровень р. Вятки в это время близок к летнему и меньше необходимого на 1,5 - 2,5 метра. А это так же важно для иконы в пути ее следования по воде.

Что на данный момент имеют кировчане к крестному ходу на р. Великую?  Да, практически, ничего: ни чудотворной иконы, обретенной хлыновцами на р. Великой, ни обряда настоящего действия крестного хода. А Вятская епархия, имея на руках аналитический материал исторических документов этого хода, не вникает в его смысл и детали, делает последовательно для города и горожан одну смертельную ошибку за другой. Возобновив ход на р. Великую не тем путем, что нужно, и доставляя верующих людей из благих побуждений, для исполнения Слова предков на р. Великую на автобусах. (Кои благие дела и побуждения духовенства царской России в житейском деле показал нам А.С.Пушкин в сказке «О попе и его работнике Балде».)

А сегодняшняя молодежь, воспитанная в теплично-домашних условиях города, захочет ли она через 5 - 10 лет, в наш безумный космический век, идти пешком на р. Великую? Глядя на то, как остальные верующие с комфортом приезжают туда на машинах и автобусах. Ведь дурной пример заразителен!

Уже сейчас только слепому не видно, что это неофициальный смешанный пеше-автомобильный ход на р. Великую. Причем, автопаломников с каждым годом все больше и больше. Нужно только дождаться кировчанам скорого прихода преосвященного Лаврентия 3-го, чтобы он официально открыл автомобильный ход и запретил сухопутный.  Неужели трагические уроки истории крестного хода на р. Великую хлыновцев-вятчан-кировчан ничему не учат священнослужителей? Неужели Вятская епархия этого не понимает?! Почему сами туда на автомобилях приезжают? Ведь не глупые вообще-то люди! Разве они не знают к какому умозаключению привел Лаврентия  2-го водно-сухопутный Низовой крестный ход по р. Вятке, разрешенный преосвященным Вениамином из благих побуждений - замороза на реке? Через 39 лет Лаврентий 2-ой водный ход на р. Великую учредил сухопутным.  Хотя никакого замороза или иных природных препятствий люди не испытывали! Так из какого же сухопутного крестного хода на р. Великую превращает его Вятская епархия  в автомобильный? Или я не прав и передергиваю неоспоримые факты и доказательства?

Так куда же не просто ведет сухим путем на р. Великую, а с  комфортом везет на автобусах Вятская епархия кировчан и толкает не только г. Киров, но и всю Россию, за какую опасную черту, в какую пропасть ада?!

Не зря же сказал Н.В. Гоголь: «В России две беды - дороги и дураки». Ничего ни убавить, ни прибавить к этому нельзя. Сказано в точку и прямо про нас - вятских. Можно уточнить: есть третья беда - это те «благодеятели», которые учреждают по этим дорогам пешеходные и автомобильные крестные ходы. Забыв об изначальных истоках этих древних и загадочных ходов по рекам, учрежденных для осмысливания их людьми самим Богом! Эти «доброжелатели» разделяют человечество и природу,  что всегда приводит к гибели  цивилизаций. Так не из-за этого ли сейчас вымирают россияне? Гибнет планета?

И кто же рубит не то, чтобы сук, на котором сидит, а корни этого могучего дерева, этой христианской веры?  Не те ли, коим еще пока дано право называть себя священнослужителями этой веры. Которые сами, истинно по Божественному, никогда   этой веры не придерживались? Это решать кировчанам, россиянам.

 

Дальше----»

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz